Но аэропорты Стамбула, Анкары и Антальи работают в штатном режиме. Со мной из Сочи летела группа турецких граждан. До Антальи время в пути ровно два часа. "Сухой Суперджет" быстро домчал нас над облаками, а красивые бортпроводницы в униформе цветов триколора всем улыбались. Росавиация в своем официальном Telegram-канале уточнила, что ситуация с землетрясением не повлияла на выполнение рейсов российских авиакомпаний.
Мой сосед по креслу Салимя Раджаб очень спешил в Хатай. Телефоны двоюродной сестры не отвечают, в мессенджерах сообщения не отправляются - совсем непонятна судьба тысяч людей по всей многострадальной Турции. Но в аэропорте Антальи не отменили, не сдвинули ни одного рейса. Погодные условия оптимальные. Очередей и давки не наблюдается. Такси и прокат автомобилей работают круглосуточно. Никаких ограничений по перевозкам для иностранцев нет. Национальные авиакомпании Турции - Turkish Airlines, Pegasus Airlines и SunExpress - работают как часы. Сейчас турки со всего мира летят домой на поиски своих семей.
На контрасте присылают сообщения из Хатая, что на юго-востоке Турции. Взлетную полосу аэропорта в городе Антакья разворотило. Куски асфальта вывернуты наизнанку, трещины ушли глубоко в землю. Со слов родственников второго моего попутчика Али Кара, в провалы взлетной полосы ушла спецтехника. Прямо под взлетной полосой прошел разлом земли, и две части асфальта наползли друг на друга.
Точно известно, что гражданские рейсы не принимают еще два турецких аэропорта - в Кахраманмараше и Газиантепе. Самым эпицентром катаклизма стал район в провинции Кахраманмараш на юге страны. Здания вокруг аэропорта "сложились" на глазах у перепуганных очевидцев. Уточняется, что эти гавани обслуживают только рейсы с гуманитарной помощью для тысяч пострадавших. Землетрясение не щадит никого. Данные меняются ежечасно. Кварталы высоток превращались в горы строительного мусора. В Турции пострадали целые регионы на тысячи квадратных километров вокруг.
Ранены более 30 тысяч, из них около восьми тысяч удалось извлечь из-под завалов в первые часы после катастрофы. В среду спасательные службы выехали к месту обнаружения четырех россиян под завалами в провинции Хатай в Турции. Шансов найти под обломками людей, почти все из которых были в нательном белье, спустя трое суток после землетрясения почти нет. Но среди трагедии и ужаса стихийного бедствия появляются сообщения о чудесных и драматических спасениях. В провинции Идлиб на северо-западе Сирии спасена целая семья через 40 часов после обрушения их дома. Сначала двух девочек и мальчика извлекли из-под обломков здания под громкие ликующие возгласы собравшейся толпы. Детей доставили в машину скорой помощи. Из обрушившегося здания на носилках чуть позже вынесли их родителей.
Одной из выживших является 4-летняя девочка по имени Бейз, которая найдена целой и невредимой, сообщает ABC News. В сирийском Джиндиресе была спасена девочка, родившаяся среди обломков, хотя никто из семи членов ее семьи не выжил. Малышку доставили в больницу, где она находится в инкубаторе в стабильном состоянии. Спасатели спустя двое суток нашли Йигита Чакмака, восьмилетнего турецкого мальчика, выжившего под обломками. В турецком городе Диярбакыр спасатели обнаружили женщину: ее извлекли из-под обломков восьмиэтажного дома, верхняя половина которого теперь покоится на трех плоских этажах ниже.
Однако это редкие истории спасения на фоне большого горя. В Джиндиресе фотографы запечатлели мужчину, оплакивающего смерть сына.
Маленького мальчика, закутанного в куртку, которого он обнимает и пытается растормошить. В этом небольшом приграничном с Турцией городке более сорока домов рухнули как карточные домики. Жители пытаются вытащить тела из-под завалов голыми руками или с помощью ломов и лопат. Человеческих и материальных ресурсов для спасения не хватает.
Районы бедствия накрыты ледяным дождем, метелью с холодным, пробирающим до костей ветром. "Мы должны бороться одновременно с погодой и землетрясением", - сказал вице-президент Турции Фуат Октай, назвав произошедшее стихийное бедствие "катастрофой века". Турецкий флот отправил в пострадавшие районы по морю корабли с тяжелой техникой, одеялами, генераторами и продовольствием, а национальное агентство по чрезвычайным ситуациям выделило более 16 тысяч рабочих, три тысячи машин и 600 кранов для подъема обломков.
Несмотря на это, в отдаленных от Анкары провинциях Турции все больше граждан, выживших в этом аду, жалуются на то, что они оказались брошены и забыты государством. В Искендеруне и Адыямане разрушены все государственные больницы, погибло большинство врачей и пострадавшие лишились медицинской помощи. Кахраманмараш, эпицентр землетрясения магнитудой 7,8, которое потрясло южную и юго-восточную Турцию, представляет собой сплошные руины и завалы.
В 30-тысячном Хатае, почти стертом с лица земли, 40-летний Онур Каяи ходит перед своим разрушенным домом, умоляя помочь его матери и брату. Голыми руками он несколько раз пытался освободить их: "Я передвинул три камня над головой брата, но это слишком тяжело. Голос моей матери был еще ясный, но я уже не слышу брата, - сказал убитый горем мужчина. - Я искал машины Афата ("скорой помощи"). Но мне сказали, что их здание тоже обрушилось".
Мировые СМИ опубликовали снимок Месута Ханджера, который держит руку своей мертвой дочери, 15-летней Ирмак, у обломков их дома в Кахраманмараше. Ирмак успела просунуть руку между двумя бетонными плитами и умерла от переохлаждения. С пустым взглядом остекленевших глаз отец ласкает руку дочери, не шелохнувшись и не произнося ни слова.
"Вчера мы еще могли слышать голоса, зовущие на помощь в руинах, но они были тихими. Люди, скорее всего, замерзли насмерть", - заключает другой мужчина, ищущий помощи. На опустошенных улицах выжившие ждут спасателей и медиков, находясь рядом с телами своих близких, завернутых в одеяла.